Александр Невский
 

на правах рекламы

• По выгодной цене продвижение сайта для всех желающих.

Родители и дети — ключевые точки взаимоотношений

Извечны вопросы о том: как научить детей хорошему и уберечь от плохого, как сделать взаимоотношения между родителями и детьми уважительными, и в конце концов, в чем же именно заключается воспитание детей? Попробуем разобраться с ними.

У ребенка, появившегося на свет, душа (характер) представляет собой чистый лист бумаги. И теперь, все что будет записано в него, зависит от условий в которых он будет расти и от окружающих его людей. А кто же больше всего времени окружает ребенка и формирует условия в которых он растет? Конечно же родители. И именно они, несут полную и безоговорочную ответственность за то, каким будет этот — пока еще маленький человек.

Для понимания, что надо развивать у ребенка, следует разобраться с тем — какие принципиальные качества отличают взрослого от ребенка. Первое и важнейшее — это уровень интеллекта, второе — это чувство ответственности за все свои поступки и слова, и обязательно — организованность. Чем более развиты перечисленные выше качества, тем более духовно взрослым является человек. Поэтому, физический рост ребенка, должен соответствовать его духовному развитию.

Очень часто приходится видеть взрослых (по физическому развитию) людей безответственных и неорганизованных с детским уровнем мышления. Это следствие непонимания или просто нежелания понимать родителями, что и как необходимо развивать у ребенка, в период нахождения его в родительской семье, до совершеннолетия.

А теперь рассмотрим самое главное, что необходимо развивать у ребенка — это интеллект. Более известны синонимы — сообразительность, мышление, умение думать. Его необоснованно путают со знаниями, образованностью, хорошей памятью. На самом деле интеллект — это способность, наблюдая за окружающим миром, сравнивать и сопоставлять увиденное сейчас или ранее, и на основание этого формулировать соответствующие выводы.

В человеке изначально заложено стремление к познанию нового и неизвестного, ему хочется все опробовать и испытать. А познавая новое и проверяя его на практике — человек развивается.

Поэтому, родители должны учить ребенка наблюдательности за окружающим миром (в том числе и в мелочах), показывать как увиденное или услышанное можно сравнивать и сопоставлять, и на основании этого делать выводы. Эта задача требует от родителей терпения, выдержки и решается постепенно, шаг за шагом. На любые вопросы ребенка, стараться на давать готовых решений, а намеками и наводящими вопросами подводить его к ответу, заставляя работать головой.

Чувство ответственности воспитывается аналогично — постепенно и кропотливо, пока не войдет в привычку и не станет нормой. У каждого ребенка, должен быть, разумно определенный круг обязанностей, который по мере взросления должен увеличиваться. Родителям необходимо добиваться выполнения этих обязанностей, контролируя результат, а не ход выполнения. Имеет смысл неустанно повторять ему, что это входит в его обязанности и он несет за это ответственность. И вообще, с детства в человека надо закладывать постулат, что его права всегда будут находиться в прямой зависимости от обязанностей которые он выполняет и от ответственности которую он несет. Обучение ребенка организованности заключается в приучении его к порядку во всем и соблюдению режима жизни.

Очень важна последовательность в требованиях к ребенку, т. е. не должно быть шараханий из стороны в сторону и тем более противоречивости. Также не должно быть: сегодня — возмущение каким-либо его поступком, а завтра, в аналогичной ситуации, изображение вида, как-будто ничего не произошло. Не надо думать, что если ребенок внешне не отреагировал на такого вида ситуацию, то он ничего не заметил или не понял. В таких случаях, лучше переоценить его способности, чем недооценить, чтобы он не думал, что его держат за дурака.

А теперь внимание! Грош цена всем потугам родителей в воспитании каких-либо качеств у ребенка, если родители сами не будут такими. Это означает, что вероятность развития умственных способностей у ребенка мала, если родители не стремятся к освоению новых знаний и навыков, предпочитают легкие и готовые решения, не задумываются над жизнью. То же самое можно сказать и про ответственность и организованность.

Вообще, если родители лицемерны, завистливы, ленивы, постоянно врут и изворачиваются, то очень мало шансов у их ребенка вырасти честным, справедливым, трудолюбивым, великодушным и добрым. Нельзя недооценивать силу личного примера в воспитании, она очень часто действует подсознательно и имеет превалирующее влияние.

Еще один очень важный момент. Некоторые родители, чтобы избавить себя от лишних хлопот, создают атмосферу деспотизма в отношениях с детьми, которая проявляется в подавлении любых попыток ребенка к принятию какого-либо решения самостоятельно. На все случаи жизни у них есть правила, как он должен поступать, а если такового нет — приди и спроси, как надо. Такое, так сказать, воспитание облегчает жизнь родителей, т.к. ребенок движется по заранее проложенной полосе, но оно блокирует развитие его мышления и приучает к потреблению готовых решений. Когда такой человек вырастет — он будет безынициативен, безответственен и будет не задумываясь исполнять все что ему скажут. А уйдя из под тотального контроля родителей, будет искать себе подобное управление. Теперь, это может быть супруг или супруга, начальник или вообще любой — кто будет за него решать и нести ответственность.

А ведь правильнее было бы, разделить все вопросы касающиеся ребенка, на допустим три части. Первая часть — это то, что относится к его безопасности: физической и психической. Здесь дискуссии с ребенком неуместны (возможно простое объяснение) и эти правила он должен выполнять безальтернативно, даже если что-то ему и не нравится. Вторая часть — это вопросы, в решении которых родители участвуют советами, иногда настойчивыми, пытаясь убеждать логически и на примерах. И третья — это полностью прерогатива ребенка.

Эта расстановка, изменится лишь с совершеннолетием и началом самостоятельной жизни, теперь уже — не ребенка. С этого времени, все вопросы (в том числе и безопасности) он контролирует и решает сам, а родители, только косвенно (советы, рекомендации) могут участвовать в этом, когда их об этом попросят.

При определении, какие вопросы к какой части будут относиться, родителям надо помнить всегда, что чрезмерный контроль — отупляет ребенка и делает его зависимым, а недостаточный — может завершиться неприятностями и трагедиями. Поиск золотой середины и есть умственная задача родителей и следует сказать — нелегкая.

Следует отметить влияние, и не малое, на успех воспитательного процесса — единства в семье, между супругами. Разночтения и противоречия между ними, либо вмешательство бабушек и дедушек, ведут к нарушению последовательности и предоставляют ребенку искушение пользоваться этими противоречиями. В итоге, получается как в известной басне про лебедя, рака и щуку.

Еще одно важное наблюдение. Для того, чтобы процесс воспитания приносил результат, т. е. ребенок прислушивался к родителям, необходимо, чтобы они имели у него авторитет. Насилие здесь бесполезно, т.к. можно заставить подчиняться, но невозможно заставить уважать. Заигрывание или попытки купить (в прямом смысле слова) расположение ребенка — развращают его.

Так как же быть с авторитетом, как его постоянно поддерживать? А очень просто! Достаточно того, чтобы родители были честными, справедливыми, трудолюбивыми (и не только руками, но и головой). А также не хитрить, не обманывать, не завидовать и т. п. Людей с такими качествами не только ребенок будет уважать, но и любой взрослый. А для того чтобы побороть в себе гнилость, надо каждый поступок обдумывать, предполагая последствия, ставить под контроль желания, инстинкты, эмоции, т. е. неустанно работать головой.

И последнее. Родителям всегда необходимо помнить, что во всем должна быть мера, в том числе и в любви и во внимании к своему ребенку. Все что сверх меры — сначала перестает цениться, а затем и развращает, искушением воспользоваться этим.

Признаком того, что воспитательный процесс не прошел даром — является то, что ребенок, достигнув совершеннолетия, не представляет собой беспомощное, зашоренное, жалкое и зависимое от родителей существо, а это самостоятельный; уверенный в своих силах человек, стремящийся или понимающий, что это неизбежно, начать свой путь в жизни; готовый принимать решения и самому отвечать за их последствия, хотя внутренне ему может быть — довольно страшновато. Значит, родители заложили все необходимое для того, чтобы ребенок вырос мыслящим, самостоятельным и не ленивым, в общем личностью способной к познанию и самосовершенствованию.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика