Александр Невский
 

Е.К.Братчикова. «Александр Невский и искусство палехских иконописцев»

Имя святого благоверного князя Александра Ярославича обычно связывают с историей Северо-Западной Руси. Еще юношей стал он новгородским князем, в этих краях совершил свои ратные подвиги, одержав победы в двух знаменательных сражениях — Невской битве и Ледовом побоище.

Гораздо меньше в литературе вспоминают о заслугах Александра Ярославича перед Владимиро-Суздальским княжеством. А ведь он родился в Переяславле-Залесском, последние одиннадцать лет жизни занимал княжеский стол во Владимире, отсюда не раз ездил в Орду, здесь погребен и признан святым.

Образ Александра Невского необычайно популярен во Владимирских землях. Почти в каждом населенном пункте можно найти место, связанное с его памятью. Скажем, в глубинном русском селе Палех до 1934 г. существовала часовня в его честь, созданы рисунки и иконы, посвященные князю. В XIX в. палехское иконописание считалось лучшим в России.1 Разработанный палешанами иконографический тип изображения князя был признан тогда эталонным.

Одна из ранних работ этой темы — фресковая композиция в Крестовоздвиженском храме (село Палех). Местное предание приписывало его оформление московским иконописцам, братьям М.И. и П.И. Сапожниковым.

Икона «Св. Василий Великий и избранные святые». XIX в. Палехских писем. ГМПИ

Единственным источником, содержащим сведения о времени выполнения росписей, является храмовая запись, сделанная при обновлении церкви. В ней назван 1807 г. Однако А.В. Бакушинский (а реставрация проходила на его памяти) утверждал, что среди палешан бытовало мнение о более поздней дате. Сапожниковы будто бы появились в Палехе в 1812 г., спасаясь бегством из Москвы, и работали здесь два года.2

Это замечание помогает объяснить некоторые иконографические особенности, скажем, присутствие в живописном ансамбле церкви персонажей героического характера. На откосах окон помещены изображения святых Феодора Стратилата и Дмитрия Солунского, Иоанна-воина и Георгия Победоносца. Княжеский цикл кроме Александра Невского составляют «персоны» русских князей Владимира, Бориса, Глеба, Михаила и Константина. Заключенные в медальоны, эти изображения напоминают парадные портреты «Титулярника» — рукописной книги XVII в., в «лицах» излагающей историю великих государей российских.

Однако кроме светского образа Александра Невского известен другой — иноческий. Оба извода связаны с историей канонизации великого князя.

Икона «Св. благоверный князь Александр Невский». XIX в. Пошехонских писем. ГМПИ

Александр Невский скончался 14 ноября 1263 г. в Городце-на-Волге, похоронен 23-го ноября во Владимирском Рождественском монастыре. Почитание его памяти началось с момента погребения, так как было ознаменовано чудом. Легенда, вошедшая в Житие Александра Невского, повествует о том, как усопший простер руку, принимая духовную грамоту от митрополита Кирилла. В 1381 г. были открыты его мощи, которые прославились даром чудотворений. Тогда уже было установлено местное празднование в честь благоверного князя. Как общерусский святой Александр Невский был канонизирован церковным собором 1547 г.3

Изографам предписывалось изображать Александра иноком (перед смертью князь принял схиму с именем Алексия). Это указание закреплено в первом из дошедших до нас лицевых иконописных подлинников — Строгановском, содержащем образцы конца XVI — начала XVII в. В той же иконографии представлен князь в Толковом подлиннике Г.Д. Филимонова, основанном на материалах XVIII столетия. Под 23-м днем ноября читаем: «...святого благоверного князя Александра Невского, Владимирского чудотворца, преставися в лето 6771; подобием: брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видеть маленько из-под схемы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист».4

Палехские иконописцы знали ранний извод. Возможно, на основе их произведений как раз и составлял свой подлинник Г.Д. Филимонов. Во всяком случае его описание и изображение Невского героя палехским иконописцем достаточно близки.

На рисунке «Преподобный Александр Невский»5 представлен в монашеских одеждах. На нем куколь с крестом на лбу, мантия, ряса, поверх нее крестчатый параманд. В правой руке — свиток, левая покоится на груди.

Стенная композиция Грановитой палаты Московского Кремля. 1882 г. Палехских писем

Вероятно, по этому же образцу выполнены изображения Александра Невского на всех минейных иконах, с него же написана фигура схимника на патрональном образе «Василий Великий и избранные святые», на котором, возможно, представлены покровители известной в Палехе семьи иконописцев.6

Утверждение светской версии в изображении Александра Невского связано с событиями Нового времени. В 1724 г. мощи благоверного князя (вернее, оставшаяся их часть — они сильно «огорели» на пожаре 1491 г.) перенесены из Владимира в Петербург, в Александро-Невскую лавру. Отныне Петр I повелел отмечать день памяти князя 30 августа. Именно в этот день тремя годами ранее был заключен Ништадтский мир. Во славу Александра Невского по поручению государя Гавриилом Бужинским была сочинена особая служба. Указом святого Синода от 15 июня 1724 г. строго предписано на будущее изображать Александра Ярославича не в монашеских, а в великокняжеских одеждах.7

Вторая, более поздняя редакция нашла значительное распространение в палехском искусстве. Все лучшие иконы палехских писем этой поры представляют Александра Ярославича либо в княжеском, либо в воинском костюме.

Икона фряжских писем «Святый Александр Невский»8 — своеобразный портрет «мужа праведного», тонкого дипломата. Князь в парадном облачении, с подобающими моменту атрибутами: в правой руке его меч, причем выполнен он настолько изящно, что больше напоминает царский скипетр, в левой — развернутый свиток.

Икона «Св. князь Александр Невский». XIX в. Палехских писем. Палех. Церковь св. пророка Илии. Письмо Дыдыкиных

Монументальный образец пошехонских писем — «Святой благоверный князь Александр Невский»9 — «обетный», т. е. данный в церковь по обещанию. Некогда он украшал один из столпов Казанского придела Крестовоздвиженского храма. На лицевой стороне его вязью сделанная надпись: «В память освобождения крестьян от крепостного гнета помещиков».

Сохранился карандашный набросок — своего рода эскиз этой иконы. По традиции древнерусских лицевых подлинников на листе оставлены надписи с цветовой разметкой композиции.10

Необходимыми условиями изображения князя в Подлиннике поздней редакции11 названы: естественная поза, одежда, вооружение, Невский герой — «возрастом средовек, подобием — рус, плечист телом, сановит и добротою исполнен; власы кудреваты и кудерцы видеть, борода невелика и ус знать».

Точно по Подлиннику выполнена композиция в Грановитой палате Московского Кремля, стенопись которой восстановлена в 1882 г. «иконописцами села Палеха, братьями Белоусовыми». «Благоверный царь и великий князь Александр Ярославич Невской» представлен в княжеском костюме. На нем шуба соболья нараспашку до самого подола: приволока бархатная, багряная в кругах. Княжеская риза лазоревая с золотой каймой. Ноговицы — порты зеленые, сапоги желтые. Символы святости — нимб и крест, атрибут царской власти — держава.

В воинском костюме были свои особенные детали: короткое исподнее платье (оно называлось срачицей); поверх него надевались доспехи; латы полагалось делать «клетчатые» или «пернатые», цветом золотые. Обязательный атрибут князя-воина — меч.

Таким представлен великий князь на двух патрональных иконах: «Избранные святые»12 и «Святый князь Александр Невский» с предстоящими Иоанном Златоустом, Василием Великим, апостолом Аристархом, Марией Египетской, мученицами Александрой, Людмилой и Надеждой — покровителями семьи иконописцев Дыдыкиных.13

На тыльной стороне доски — надпись, сделанная в 1971 г.: «Икона, принадлежащая семье Дыдыкиных. 1885—1890-е годы. Писали лица: Дыдыкин Василий Александрович. Платьи: Дыдыкин Иван Александрович...». И.А. Дыдыкин был доличником, т. е. мастером, выполнявшим на иконах одежды (платья). Доличники обычно были хорошими знаменщиками. Они сочиняли композицию, детально прорисовывали ее, затем рисунок с бумаги механически переносился на доску. И.А. Дыдыкиным создан эскиз этой иконы и несколько других, также посвященных Александру Невскому.14

Иконописные рисунки дают разнообразные иконографические типы изображения князя: однофигурные, многофигурные, житийные композиции. Судя по надписям, на всех этих прорисях, «сколках», «слепках», «припорохах» рисунки использовались по нескольку раз.15 Традиция работы над образом Александра Невского, сложившаяся в палехском искусстве еще в XVIII в., никогда не прерывалась. Ее логическим продолжением стал знаменитый триптих «Александр Невский», созданный в 1942 г. прославленным российским художником, потомственным палешанином П.Д. Кориным.

Примечания

1. На этот счет имеются высказывания владимирского губернатора А.Н. Супонева и Н.М. Карамзина, изложенные в письмах, адресованных И.В. Гете в 1814 г., в очерках Г.Д. Филимонова 1863 и 1875 гг., В.Т. Георгиевского 1895 г.; в исследованиях Н.П. Кондакова 1901 г. и Н.Н. Ушакова 1906 г.

2. Бакушинский А.В. Искусство Палеха. Л., 1934. С. 81.

3. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 100.

4. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г.Д. Филимонова. М., 1874. С. 198—199.

5. ГМПИ, НВ 347. Палех. Рисунок. XIX в. Бумага, сажа (отлип). 35×22 см.

6. Палех. Частная коллекция А.В. Баранова. Икона. XIX в. Дерево, левкас, темпера, масло, золото. 26×22 см.

7. Голубинский Е.Е. История канонизации русских святых. С. 66.

8. ГМПИ, инв.№ 653. Икона. Палех. XVIII—XIX вв. Дерево, левкас, темпера, золото. 35,5×30,5 см.

9. ГМПИ, инв. № 787. Икона. Палех. XIX в. Дерево, левкас, темпера, масло, золото. 174×73 см.

10. ГМПИ, инв. № 1841. Рисунок. Палех. XIX в. Бумага, карандаш. 31×26 см.

11. Сахаров И.П. Исследование о русском иконописании. 1-е изд. СПб., 1849. С. 25.

12. ГМПИ, инв. № 710. Икона. XIX в. Дерево, левкас, темпера, золото. 81×55,5 см.

13. Палех. Ильинская церковь. Икона. XIX в. Дерево, левкас, темпера, масло, золото. 31×27 см.

14. ГМПИ, НВ 340. Палех. И.А. Дыдыкин. Рисунок. XIX в. Бумага, карандаш, темпера. 40×36 см; ГМПИ, НВ 191. Палех. И.А. Дыдыкин. Рисунок. XIX в. Бумага, карандаш. 32,5×24,3 см; ГМПИ, НВ 241. Палех. И.А. Дыдыкин. Рисунок «Створцы Смоленской Богоматери с предстоящими Александром Невским и Николаем Чудотворцем». XIX в. Бумага, карандаш.

15. ГМПИ, НВ 1841. Палех. Рисунок. XIX в. Бумага, карандаш. 31×26 см; ГМПИ, НВ 337. Палех. Рисунок. XIX в. Бумага, карандаш. 35×25 см; ГМПИ, НВ 191. Палех. Рисунок. XIX в. Бумага, карандаш. 32×24,3 см; ГМПИ, НВ 245. Палех. Рисунок. XIX в. Бумага, карандаш. 36,5×13 см; ГМПИ, НВ 1688. Палех. И.А. Софонов. Рисунок. XX в. Бумага, карандаш. 14×11 см; ГМПИ, НВ 1752. Палех. Рисунок (сколок). XIX в. Бумага, игла. 28×22 см; ГМПИ, НВ 1821. Палех. М.П. Парилов. Рисунок. 1905 г. Бумага, карандаш. 34×21 см.

 
© 2004—2024 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика