Александр Невский
 

На правах рекламы:

http://topmuzon.com/ igoridz miyagi эндшпиль слушать онлайн.

Глава 1. Название государства

Русское выражение «Большая Орда» — это несомненная калька тюркского словосочетания Улуг Орду, которое являлось, по словам М.А. Усманова, «исконно татарским названием Золотой Орды» — Улуса Джучи1. По А.Ю. Якубовскому, Большой, или Великой, Ордой русские называли татарскую Орду в Дешт-и Кипчаке (т.е. не только в Нижнем Поволжье)2. Действительно, в некоторых контекстах источников просматривается такая трактовка.

Цитированная выше Никоновская летопись называет царями Большой Орды боровшихся друг с другом и в какой-то период одновременно ханствовавших Улуг-Мухаммеда и Кучук-Мухаммеда. «Казанский летописец» (1560-е гг.), в котором впервые фиксируется понятие «Золотая Орда», применяет его и Большую Орду как взаимодополняемые и взаимозаменяемые синонимы: «Царь Ахматъ воспріимь царство Златыя Орды по отце своем»; Ахмат «собрався (в) Велицеи Ордѣ всю силу свою Срацынскую»; «И тако скончашася царіе Ардинстіи, и таковымъ Божіимь приискомъ погибе царство и власть Великія Орды Златые» и т. п.3 Царство Ахмеда именуют Золотой Ордой и более поздние летописцы4. В русских повествованиях о нашествиях Тимура-Темир-Аксака на Улус Джучи в 1390-х гг. последний именуется Большой Ордой и Великой Ордой, в одном ряду с Китаем, «Шамахией» и другими странами5.

Слово «орда» имело несколько значений в русских средневековых текстах, и полагаться на них при объяснении тюркской терминологии иногда рискованно. Если в летописном рассказе об изгнании из Сарая Улуг-Мухаммеда говорится, что он «пришедъ съ Поля согнанъ з Боллшіа Орды отъ брата своего Кичи-Ахметя»6, то здесь можно видеть упоминание Орды как государства и как ставки. Но в 1472 г. «безбожный царь Ахмат Кичиахметевич съ всею Ордою поиде на Русь и подошол близ Руси, и остави у цариць старых и болных и малых...»7. Под ордой в данном случае подразумевается ханская рать, а не ставка, где остались «царицы» с небоеспособными татарами.

В некоторых текстах просматривается более узкое значение «Большой Орды» — как резиденции главного хана. Такова интерпретация, в частности, А.П. Григорьева. По его мнению, официальным названием империи Джучидов было Улуг улус (Великое государство), а улуг орда — это главная ставка, в которой находится улуг орун — главный трон8. В самом деле, трудно интерпретировать иначе оборот из грамоты хана Махмуда османскому султану Мухаммеду Фатиху 1466 г. Ordu-yü mu'azzam Ezoġlu Özen yakasında idi — «Великая Орда была на берегу Азуглы Узен»9. Здесь явно обозначено не все государство, а конкретное место, пункт, в котором составлялось послание.

Представляется, что более точной является интерпретация Большой Орды как совокупности ханского двора с нукерами, канцеляриями, хозяйственными службами (ордобазар) и подчиненных хану кочевых общин-улусов — соответственно вместе с занимаемыми ими кочевьями; сюда же, в Орду, следует включать городские поседения, признающие сюзеренитет ее хана. В 1482 г. крымский хан Менгли-Гирей известил киевского воеводу о предполагаемых перекочевках болыпеордынцев, которые в русском переводе грамоты предстают именно как «столечные влусы»10.

В источниках Польско-Литовского происхождения русская «Большая Орда» неизменно именовалась Заволжской Ордой. Причем это устойчивое обозначение применялось и в то время, когда большеордынские кочевья располагались к западу от Волги, т. е. не «за Волгой» по отношению к Польше и Великому княжеству Литовскому: «...Завольская орда часто кочуеть близко граничь нашыхъ по тому жъ, какъ и Перекопъская»11. От поляков и литовцев это наименование распространилось дальше на запад, о чем свидетельствует информация С. Герберштейна: «Татары разделяются на орды, первое место среди которых и славой и многочисленностью заняла Заволжская орда, так как говорят, что все остальные орды получили начало от нее»12. Правда, иногда московитяне «заимствовали» литовское название Орды и наоборот, но это, кажется, были единичные случаи13.

Как сами татары называли этот юрт? Очевидно, названиями, принятыми как в самой Орде, так и в окрестных тюркских владениях, были словосочетания, включавшие термин тахт (трон, престол) и неоднократно встречающиеся в хрониках и дипломатической переписке: Тахт эли, Тахт мемлекети, Тахт вилайети14. Все они переводятся приблизительно как «Тронное владение», «Престольная держава», «Престольная область», «Столичная область» (ср. выше: «столечные улусы»).

О самоназвании ордынцев есть несколько путаное сообщение Мацея Меховского: «Первая из всех (татарских орд. — В.Т.) по значению это орда чагадаев15 или заволжских, называющая себя Так кси, то есть главной ордой или людьми первенствующими и свободными, отчасти потому, что она никому не подчинена, отчасти потому, что от нее пошли и другие орды»16. Отсюда можно догадываться, что татары Большой Орды гордо именовали себя тахт киши — «столичные люди», или «люди престола», осознавая и подчеркивая исключительное место своего юрта среди прочих ханств и Орд.

В источниках встречается еще и своеобразное эвфемистическое обозначение Большой Орды — Номоганов юрт, происходящее от имени Номоган-Намаган-Нумкан, которое носили предки правящей в ней династии, ханы Тимур и Тимур-Мелик17. Оно появилось в русле сформировавшейся при распаде Золотой Орды традиции называть юрты именами родоначальников местных царствующих кланов18.

Примечания

1. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV—XVI вв. Казань, 1979. С. 193.

2. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. С. 307.

3. ПСРЛ. Т. 19. Стб. 6—8.

4. Новый летописец, составленный в царствование Михаила Федоровича. М., 1853. С. 15.

5. ПСРЛ. Т. 21. С. 431; Т. 22. С. 195.

6. Там же. Т. 12. С. 63.

7. ПСРЛ. Т. 27. С. 278.

8. Григорьев А.П. Время написания «ярлыка» Ахмата. С. 47—48.

9. Султанов Т.И. Письма золотоордынских ханов // Тюркологический сборник. 1975. М., 1978. С. 241; Özyetgin A.M. Altın Ordu, Kırım ve Kazan Sahasına ait Yarlık ve Bitiklerin Dil ve Üslûp incelemesi. Ankara, 1996. S. 110.

10. Lietuvos Metrika. Knyga Nr 4 (1479—1491) / Parengé L. Anyžyté. Vilnius, 2004. P. 90.

11. Lietuvos Metrika. Knyga Nr 5 (1427—1506) / Parengé E. Banionis. Vilnius, 1994. P. 122. Перекопская Орда — название Крымского ханства, принятое в ПольскоЛитовском государстве.

12. Герберштейн С. Записки о Московии / Пер. с нем. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. М., 1988. С. 167.

13. Московский посол в Крыму И. Мамонов — Ивану III, 1501 г.: «...а сказывают царю (т.е. хану. — В.Т.), что Орда заводская Ши-Ахметь царь, а князь с ним Тивикель... кочуют к Дону»: СИРИО. Т. 41. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайской Ордами и с Турцией. СПб., 1884. Т. 1. С. 356 — приводятся вести от перебежчика из Большой Орды); король польский и великий князь Литовский Александр — крымскому хану Менгли-Гирею, 1502 г.: «Великие Орды великому царю, Мендли-Гирею царю... Божьею милостью, отца своего болшую Орду взял еси да и люди, и мы то слышав обрадовалися» (Акты, относящиеся к истории Западной России. 1340—1506. СПб., 1846. Т. 1. С. 344). Интересно, что в одной и той же грамоте присутствуют «Великая Орда» как обозначение Улуса Джучи, на главенство над которым претендовал Менгли-Гирей, и «Большая Орда» — небольшой к тому времени степной юрт, завоеванный им в 1502 г. Но в общем появление «Великой Орды» в крымском титуле знаменовало именно победу над Большой Ордой (Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV—XVI вв. С. 193). При этом заметим, что еще до того русские называли Крымское ханство Ордой (СИРИО. Т. 41. С. 22, 23, 41—43, 47), а Менгли-Гирей эпизодически рекомендовал себя ханом Большой Орды — в данном случае подразумевая Улус Джучи: «От болшие Орды от болшого царя от Менгли-Гирея водчичю волошскому Степану воеводе» (Там же. С. 257).

14. Негри А. Извлечения из турецкой рукописи Общества, содержащей историю крымских ханов // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса, 1844. Т. 1. С. 383; Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. СПб., 1863. Т. 1. С. 113; Kafalı M. Altın Orda Hanlığının Kuruluş ve Yükseliş Devirleri. İstanbul, 1976. S. 35; Le khanate de Crimée dans les archives du Musée du Palais de Topkapı. P., 1978. P. 111; Григорьев А.П. Письмо Менгли-Гирея Баязиду II (1486 г.) // Ученые записки ЛГУ. Сер. востоковед. наук. Вып. 29. Востоковедение. Вып. 13. Филологические исследования. Л., 1987. С. 136; Özyetgin A.V. Altın Ordu, Kırım ve Kazan Sahasına ait Yarlık ve Bitiklerin Dil ve Üslûp Incelemesi. S. 119; Документы по истории Волго-Уральского региона XVI—XIX веков из древлехранилищ Турции: Сб. документов. Сост. И.М. Мутакимов. Казань, 2008. С. 49, 50; Лемерсье-Келькеже Ш. Казанское и Крымское ханства и Московия в 1521 г. // Восточная Европа Средневековья и раннего Нового времени глазами французских исследователей. Казань, 2009. С. 50, 55.

15. «Орда чагадаев», т. е. среднеазиатский Улус Чагатая, в этом тексте является неуместным анахронизмом.

16. Матвей Меховский. Трактат о двух Сарматиях / Введ., пер. и комм. С.А. Аннинского. М.; Л., 1936. С. 63.

17. Эту «расшифровку» названия Номоганова юрта см.: Григорьев А.П. Шибаниды на золотоордынском престоле // Ученые записки ЛГУ. Сер. востоковед. наук. Вып. 27. Востоковедение. Вып. 11. Филологические исследования. Л., 1985. С. 177; Collins L. On the Alleged «Destruction» of the Great Horde in 1502 // Manzikert to Lepamo. The Byzantine World and the Turks, 1071—1571. Amsterdam, 1991. P. 372—379; Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2001. С. 109; Зайцев И.В. Астраханское ханство. М., 2006. С. 50, 51.

18. Трепавлов В.В. Среднее Поволжье в эпонимической традиции позднего средневековья // Источники и исследования по истории татарского народа. Казань, 2006. С. 181—188.

 
© 2004—2021 Сергей и Алексей Копаевы. Заимствование материалов допускается только со ссылкой на данный сайт. Яндекс.Метрика